Поиск работы практически всегда является большим стрессом для любого соискателя, причем не важно, это менеджер по продажам с небольшим опытом работы или топ-менеджер из крупной компании.
«У страха глаза велики» — гласит русская пословица.
Как правило, соискатели боятся собеседования. Боятся выглядеть некрасиво в глазах компании, боятся не соответствовать требованиям, боятся не оправдать надежд……
Конечно, это дело волнительное и потребует от Вас собранности, уверенности и прежде всего положительного эмоционального настроя.
Представьте себе охотника, который пошел охотиться на медведя, но сам дрожит от страха и боится сделать лишний шаг. Уверяем вас, что медведь это почувствует и этому охотнику не поздоровится, если медведь найдет его первым.
Так и на собеседовании, надо быть готовым к любым вопросам и действиям (например вплоть до демонстрации своих способностей работы на компьютеры или прохождения психологического теста). С другой стороны, собеседование это своеобразная игра, в которой соблюдение некоторых правил залог победы. Об этих правилах много было уже написано, что же это за «маленькие хитрости»?
На самом деле, эти «хитрости» — это нормы поведения человека — нормального, адекватного и точно знающего, чего он хочет. Но особенно хотелось бы отметить следующее: имейте в виду, в компаниях работают профессионал, и обмануть их вряд ли получится.
Игра начинается с первой секунды, как вы появились в офисе компании — не тяните, включайтесь сразу. Ведите себя естественно и доброжелательно. Когда соискатель уверен в себе и своих силах, верит в успех – все получится!
Самое главное — пунктуальность. Всем известно, что опаздывать нехорошо, также не следует приходить на час раньше. Это связано с тем, что нужный вам человек мож ет быть занят или же его просто нет на месте.
Конечно же, не стоит забывать о том, что встречают по одежке…, поэтому необходимо постараться произвести приятное впечатление. Одежда, уместно смотрящаяся в каком-нибудь ночном клубе или на весеннем субботнике, выглядит, мягко сказать, несуразно на собеседовании при приеме на работу.
Также хотелось бы отметить культуру общения и поведение. Как вы отнесетесь к тому, если ваш собеседник будет раскачиваться на стуле, грызть ногти, почесываться, закидывать ногу на ногу? Вряд ли он вызовет массу симпатий. Сидите прямо, совсем не обязательно изучать незнакомую обстановку, лучше смотрите в глаза собеседнику, чтобы дать понять, что вам действительно интересна та или иная вакансия. Очень часто работодатели задают провокационные вопросы, чтобы разобраться, как будет себя вести в той или иной ситуации соискатель. Некоторые в таких случаях начинают спорить, что-то эмоционально доказывать. Сами подумайте, хотелось бы вам общаться с неуравновешенной личностью, часто впадающей в истерику? Может, вам еще раз прочитать некоторые главы Д. Карнеги?
Один из главных критериев оценки соискателя на с обеседовании — его готовность работать. И ни где попало, а именно там, куда его пригласили на интервью. От вас ждут заинтересованности, огонька в глазах, активной позиции. Кстати, горящие глаза для многих работодателей даже важнее, чем опыт. Руководство готово мириться с его отсутствием, лишь бы заполучить в свою команду человека, который ради общего дела горы свернет.
Для того чтобы произвести на интервьюера неизгладимое впечатление, постарайтесь заранее разузнать о компании, в которую вас пригласили, как можно больше. В этом вам поможет, например, интернет. Там практически у каждой уважающей себя фирмы есть свой сайт, информирующий об основных направлениях развития, о новых проектах и т. д. Не забудьте расспросить об интересующей вас компании друзей, знакомых и коллег — вдруг кто-то из них с ней знаком. Хотя, мнение знакомых о компании может полностью отличаться от Вашего. И здесь главное «жить своим умом», а не полагаться на впечатления третьих лиц.
Чтобы пройти собеседование в компании успешно и легко, есть только один верный способ: провести пару занятий подобного рода с одним или двумя друзьями. Вот список некоторых наиболее часто встречающихся вопросов в ходе собеседования, которые лучше проработать дома.
— Почему вы обратились именно в нашу фирму?
На самом деле спрашивающего интересуют мотивы вашего обращения. Это может быть и стремление больше зарабатывать и желание найти работу ближе к дому и т.д.
— Что вы знаете об этой работе или о компании?
Скажите то, что вам известно. Аккуратнее с лестью, грубая лесть может вам повредить.
— Почему вы выбрали именно эту карьеру?
Ну, на этот вопрос вы и сами должны ответить…
— Что вы собираетесь делать, если… (обычно следует описание какой-либо критической ситуации на вашем рабочем место)?
По вашей реакции стремятся определить, готовы ли вы к таким ситуациям и насколько предлагаемые вами действия вяжутся с принятыми на фирме способами реагирования.
— Как вы могли бы описать самого себя?
Не заставляйте настаивать, просто и с чувством меры расскажите о себе, не ломайтесь, не говорите, что пусть обо мне расскажет работа, всему свое время.
— Каковы ваши главные сильные стороны?
Это важный вопрос. Ведь фирма собирается использовать именно ваши сильные стороны.
— Каковы ваши основные слабости?
Нет людей без недостатков и нет недостатков, которые нельзя компенсировать.
— Какого типа работу вы больше всего любите делать?
— Каковы ваши интересы вне работы?
Не стоит обманывать, скажите, что театрал и можете оказаться в луже… Часто это вопрос о том, есть ли у вас чем заняться по вечерам, кроме того, чтобы выпить.
— Какого типа работу вы не любите делать больше всего?
Скажите как есть. Вообще, чем честнее вы отвечаете, тем лучше.
— Какого рода достижения и результаты работы доставляют вам наибольшее удовлетворение?
Вопрос о том, интересует ли вас что-то кроме денег.
— Какая была ваша самая серьезная ошибка?
Это такой психоаналитический подход, часто на него отвечают самая большая ошибка впереди. Но убедитесь, что у собеседника есть чувство юмора.
— Что бы вы хотели изменить в своем прошлом?
См. выше, психоаналитический сеанс продолжается.
— Почему вы оставили свою прежнюю работу?
— Почему вы были уволены?
Не стоит говорить, что на прошлой работе все было плохо, денег мало, а люди, как звери. Это не украсит вас, и не добавит плюсов. Ответьте как можно проще и как можно ближе к истине. Причем учтите, что информацию о предыдущем месте работы часто проверяют. Особенно, это касается т.н. материально-ответственных лиц.
— Каковы ваши цели в жизни?
— Как вы планируете их достичь?
— Чем вы надеетесь заниматься через 5, 10 лет?
— На какой жалованье вы рассчитываете?
Не скромничайте, потом будет сложно добиться добавки, но и не загибайте сверх меры. Правильнее всего предложить некоторую последовательность окладов в зависимости от результатов работы. Не забудьте обговорить контрольное время подведения предварительных итогов.
Вы также имеете право расспросить человека, проводящего собеседование. Помните, что по вопросам, которые Вы зададите, компания может составить о Вас свое мнение. Оно будет решающим фактором в принятии решения: приглашать вас на работу или нет. Вот некоторые из вопросов, которые вы можете задать тому, кто будет проводить собеседование.
— Как будет примерно выглядеть мой рабочий день?
— Кому я непосредственно буду подчиняться?
— Насколько важна эта работа для компании?
— Что вы ждете от сотрудника на данном рабочем месте?
— Какие программы обучения и подготовки предоставляются?
— Какие имеются возможности для служебного или профессионального роста?
— Почему это место оставил прежний работник?
После того как вы зададите все свои вопросы, выслушайте ответы собеседника и затем, если возможно, упомяните о чем-нибудь в вашем образовании или из опыта вашей прежней работы, что имеет непосредственное отношение к полученным ответам. Вы можете заметить, что вопросы о жалованье и премиальных не включены в указанный выше перечень.
В центре ваших вопросов и ответов на первом собеседовании должна быть компания и то, что вы можете для нее сделать, а не то, что фирма будет платить вам. Размер жалованья обычно указывается в объявлении о приеме на работу, а информацию о порядке премирования можно получить в отделе кадров.
Как правило, работодатель ищет честолюбивых не сонных и перспективных работников. Хотя могут быть и исключения.
Если у вас возникли вопросы или есть сложности, Вы не можете выстроить линию поведения на собеседовании, звоните или приходите к нам. Мы Вам поможем!