Тесты кандидатам

Психодиагностика в подборе персонала.

Психология (от греческого «psyche» – душа, «logos» — учение,  наука) – наука о закономерностях развития психики как особой формы жизнедеятельности.

Психология располагает широким спектром методов исследования, к числу которых относятся:

  • Обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение)
  • Эксперимент (лабораторный, естественный и формирующий)
  • Праксимические методы (анализ процесса и результатов трудовой деятельности, хронометрия, циклография трудовых действий, профес-сиография)
  • Биографический метод (анализ событий, фактов, дат жизненного пути)

Психодиагностика (от греческого diagnostikos – способный распознавать) – область психологии, разрабатывающая методы выявления индивидуальных особенностей и перспектив развития личности. Это наука и практика постановки психологического диагноза с целью решения психологических проблем

Практическая эффективность диагностических свойств зависит от их содержательной связи с фундаментальными исследованиями, а так же от использования соответствующих средств измерения, анализа и оценки диагностических явлений.

Основной метод психодиагностики – тестирование

Тест (от англ. Test – опыт, проба) – метод психодиагностики, использующей стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений.

Области применения тестов

  • Образование, повышение квалификации
  • Профориентация, профподготовка, отбор и расстановка кадров
  • Психологические и научно-практические исследования
  • Консультативная и психотерапевтическая помощь
  • Психологическое консультирование предприятий
  • Судебная психологическая экспертиза

Тест позволяет определить с заранее обусловленной степенью вероятности актуальный уровень развития у человека необходимых знаний, личностных характеристик, умений и навыков. В отличие от других психологических методов исследования психодиагностика позволяет получить количественные и качественные оценки измеряемых характеристик.

Достоинства психодиагностики

  • Объективность – результаты тестирования могут быть оценены количественно и качественно и почти не зависеть от субъективного подхода исследователя
  • Оперативность – сбор информации в относительно короткие сроки
  • Прицельность – получение информации об определенных качествах личности и поведения, а не о человеке вообще
  • Практичность – результаты тестирования объективно предопределяют варианты выбора средств дальнейшего практичес кого воздействия

Профессиональный психологический тест должен отвечать следующим главным критериям качества:

  • Валидность теста (от англ.valid – действенный, пригодный, имеющий силу) означает пригодность теста для измерения именно того качества, на которое он направлен. Валидность теста означает ответы на вопросы». Для какой цели применяется тест?», «Что он измеряет?». Мерой валидности служит коэффициент корреляции тестал с определенным критерием.
  • Надежность теста означает точность психологических измерений, свободу от погрешностей процедуры тестирования и выражается, во-первых, в устойчивости и стабильности результатов при повторном тестировании, во-вторых,  в степени эквивалентности с другими параллельными тестами, одинаковыми по форме и цели. Надежность теста определяется методами дисперсионного и факторного анализа.
  • Научность теста означает его связь с фундаментальными исследованиями, его научную обоснованность. Первые 14 тестов данного сборника полностью отвечают указанным критериям качества и широко используются профессиональными психологами всего мира. Тесты с 15 по 30 относятся к разряду научно-популярных.

Ограничения тестов:

  • Результаты тестов,  как правило дают лишь актуальный срез, измеряемого качества, тогда как большинство характеристик личности и поведения способны динамично изменяться.
  • Ограничена область измерения психологических качеств и нельзя судить о человеке «вообще».
  • Для составления более полного «психологического портрета» личности или группы необходимо применение научно-обоснованного комплекса тестов.
  • Грамотное и квалифицированное использование возможно строго при условии усвоения психодиагностом принципов психодиагностики, наличия необходимого базового уровня психологической подготовки, а также соблюдения профессиональной этики психолога
  • При составлении данного психологического портрета без консультации психолога невозможно правильно человека, особенно в сложных жизненных ситуациях

Области применения данных тестов и их результативности имеют определенные ограничения и обозначаются так:

  1. В целях самопознания, а именно:
    • Для формирования объективной оценки своих личных и деловых качеств
    • Корректировки ошибочных стереотипов восприятия самого себя и других людей
    • Корректировки в желаемом направлении стереотипов поведения и реагирования, препятствующих достижению личных и профессиональных целей
    • Определения целей, путей и средств личного и профессионального роста
  2. Объективная оценка проблем взаимоотношений с родными и близкими, семейных проблем, и как полезное развлечение в кругу семьи и друзей
  3. Предварительная оценка психологических проблем трудового коллектива и отдельных его членов для выяснения необходимости приглашения профессионального психолога
  4. недопустимо принимать решения о кадровых перестановках, увольнении и других кадровых вопросах на основании данных тестов в отсутствии специалиста-психолога