Зарплата или социальный пакет: предпочтения сторон

Каждый ищущий место под солнцем мечтает обрести престижную должность в современном офисе с высокой зарплатой, льготами и соблюдением всех норм трудового законодательства. К сожалению, в жизни далеко не все мечты становятся реальностью. И чтобы не ошибиться с выбором, приходится, учитывая все свои личные предпочтения и жизненные обстоятельства, правильно расставлять приоритеты.

Есть люди, которые работают ради того, чтобы значительно увеличить свой капитал в банке, другим же, наоборот, важно заработать, чтобы вовремя оплатить арендованную квартиру и детский сад. Для первых важны деньги в «живом виде», для вторых основным мотивационным фактором служит социальный пакет. Согласитесь, что кругленькая сумма в конверте — не такой уж плохой вариант, особенно если ощущается острая нужда в наличных. Однако количество желающих иметь меньшую зарплату, но солидный соц.пакет не уступает числу работающих исключительно за деньги.

Как же выбрать между денежным эквивалентом и возможными льготами, назначая зарплату своим сотрудникам? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Для начала разберемся, какие виды оплаты труда наиболее часто встречаются на современном рынке. «Существует несколько вариантов процентной оплаты труда: проценты от личной выработки сотрудника, проценты от работы целого отдела либо от прибыли всей компании. Тем, кто предпочитает фиксированный оклад, многие компании предлагают бонусы и премии по итогам года, размер которых зависит от успешности работы специалиста. Часто руководство компании заранее оговаривает с сотрудником сумму его годового бонуса. Существует также сдельная и повременная оплата; в основном они используются в профессиях, подразумевающих свободный график либо временные проектные работы», — разъясняет Ольга Калинченко, консультант по персоналу в сфере «Финансы и Банки».

Однако все люди очень разные, и нетрудно догадаться, что только сам специалист сможет решить, какая форма оплаты труда ему больше подходит. Хотя некоторые сведения о наиболее распространенных видах оплаты на рынке труда дать можно. Как рассказывает Владимир Суханов, консультант по персоналу в сфере Fast Moving Consumer Foods (FMCG): «Зарплата, основную часть которой составляют проценты, больше подходит для людей с активной жизненной позицией, способных много и напряженно работать. Это могут быть специалисты в области продаж: торговые представители, менеджеры по продажам, супервайзеры, продавцы-консультанты и т.д. Они привыкли рассчитывать только на себя, на свои силы и не ждут посторонней помощи, посему способны зарабатывать в разы больше, продвигая свой товар, и проценты от продаж обычно составляют большую часть их дохода».

Процентный способ заработка характерен и для людей творческих профессий, привыкших к вольному стилю жизни и свободному графику работы, таких как журналисты и обозреватели, пишущие сразу для нескольких изданий, дизайнеры, копирайтеры, архитекторы. Они не хотят зависеть от постоянного места и предпочитают сами планировать свой график и объемы работ.

У тех, кто выбирает фиксированный оклад, другой подход к жизни. Здесь важнее спокойствие, стабильность, гарантии. Как правило, специалисты, выбирающие такой способ оплаты, — это люди с устоявшимися жизненными ценностями и принципами, имеющие семьи, детей, а следовательно, чувствующие ответственность за них и не позволяющие себе бегать в поисках заработков. Благодаря постоянному фиксированному доходу они могут быть уверены в завтрашнем дне. Активность же таких специалистов проявляется в стремлении продвигаться по карьерной лестнице и развивать свои профессиональные навыки.

Основным аргументом при выборе достойного соц. пакета для многих является тот факт, что компании, предлагающие своим сотрудникам различные льготы, принято заведомо считать более надежными и стабильными. Сегодня социальный пакет стал непременным атрибутом корпоративного управления любой уважающей себя западной компании. Он может составлять от трети до половины величины заработка. Руководители предлагают своим сотрудникам бесплатные обеды, медицинские страховки, обучение на тренингах, оплату транспортных расходов. Кроме того, в компенсационный пакет нередко входит предоставление и оплата мобильного телефона, а также личного автомобиля. В принципе, в соц. пакет может входить все, кроме денег. Однако, по мнению экспертов рынка труда, ошибочно воспринимать соц. пакет как бескорыстную заботу руководителей. На самом деле, если компания предлагает своим сотрудникам компенсацию в виде определенных льгот, значит, ей это выгодно. С помощью соц. пакета работодатели, не имея возможности существенно увеличить оклады, компенсируют,  таким образом,  трудозатраты своих сотрудников.

Чтобы понять, какой вид оплаты будет наиболее мотивирующим для нового сотрудника, важно выяснить круг его интересов и жизненных приоритетов еще до зачисления в штат компании. Социальными благами стоит обеспечить в первую очередь специалистов — менеджеров среднего и высшего уровня, а также управленческое звено, то есть людей, ответственных за работу сотрудников коллектива. Давать же льготы тем категориям сотрудников, среди которых велика текучка, невыгодно.

Однако предоставление стандартного набора  (медстраховка—обед—мобильник) не всегда воспринимается как действующая льгота, а скорее как должная забота  компании о ее сотрудниках. Бывает, что квалифицированные специалисты, ценящие себя и свой труд, ждут от руководства чего-то большего, нежели обед в общей столовой. В таком случае работодателю стоит задуматься, какими еще поощрениями и нематериальными благами вознаградить своих сотрудников. Например, это может быть бесплатная поездка на курорт, оплачиваемое обучение в вузе или на  специализированных курсах, карта фитнес-клуба. Молодым сотрудникам с незначительным опытом невысокую зарплату можно компенсировать возможностью прохождения стажировок. Однако здесь стоит вспомнить общеизвестную поговорку: «На вкус и цвет товарища нет». Например, оплачивая походы в фитнес-клуб, руководителю стоит предварительно осведомиться об интересах своих сотрудников, узнать, кто действительно будет пользоваться возможностью заниматься спортом, а кому стоит предложить что-то другое. Очень важно предоставить сотрудникам возможность выбора льгот.

Людям, связанным с активной работой, постоянными выездами, работой склиентами стоит предложить небольшую фиксированную ставку и хорошие процентыпо итогам работы. Это могут быть проценты с заключенных контрактов, осуществленных сделок, количества проданной продукции и т.д. Такие специалисты, как правило, приносят наибольший доход своей компании, и, соответственно, мотивационная система для них необходима другая, основанная,  прежде всего на материальном доходе, напрямую зависящем от эффективности работы сотрудника. Постоянный, фиксированный оклад лучше всего назначить специалистам, имеющим однообразную, повторяющуюся работу, например бухгалтерам, секретарям, офис-менеджерам, помощникам руководителей и т.д.

В любом случае, прежде чем подумать о том, как оплачивать труд своих работников, стоит осведомиться об их личных предпочтениях и интересах.

 

<- Назад