Как правильно составить резюме

Как мое резюме выглядит среди других и как на бумаге подчеркнуть свои достоинства? Стоит ли на собеседование одеться особым образом или достаточно обычного рабочего стиля? Как понять, действительно ли эта компания так интересна, как себя презентует? Как дипломатично покинуть предыдущее место работы? На эти вопросы сразу ответить невозможно, но все они актуальны…

Ежедневно возникают интересные вакансии, и буквально моментально возникает поток кандидатов, готовых доказывать, что именно его ждет компания, и именно он достоин тех возможностей, которые предлагает работодатель.

Всегда ли это получается хорошо? Всегда ли вы готовы на должном уровне вести диалог о размере зарплаты и возможностях карьерного роста? Как мое резюме выглядит среди других и как правильно написать резюме? Стоит ли на собеседование одеться особым образом или достаточно обычного рабочего стиля? Как понять, действительно ли эта компания так интересна, как себя презентует? Как дипломатично покинуть предыдущее место работы?

Попробуем ответить на эти вопросы.

Итак, как правильно написать резюме:
Ваше резюме — это ваше индивидуальное представление, оставляющее первое, но самое длительное впечатление. Поэтому, перед тем, как его написать, подумайте о том, куда Вы его посылаете  и  кто его получит, как оно будет прочитано, и в какую папку его положат. Помните, работа менеджера по персоналу направлена не на то, чтобы отобрать подходящие резюме, а на то, чтобы отбросить неподходящие. Задача резюме – привлечь внимание потенциального работодателя и привести к встрече с ним.

Рассмотрим сначала основные пункты резюме, затем пункты, которые могут быть использованы по мере необходимости и, наконец, в заключении вы найдете несколько общих советов по написанию резюме. А пока совет первый — резюме должны быть обязательно набрано на компьютере предпочтительнее в редакторе MS Word.

Фамилия, Имя и Отчество. Слово резюме обычно не пишется. Лучше напишите крупными буквами (18-20 шрифт), по центру, сверху вашу фамилию, имя и отчество. Такой заголовок поможет быстро найти ваше резюме в стопке из сотен подобных бумаг. Не забудьте указать дату рождения, район проживания и семейное положение. Отсутствие такой элементарной информации настораживает работодателя.

Информация для контакта. Здесь необходимо самым полным и тщательным образом предоставить информацию, которая позволит быстро и эффективно связаться с вами в случае, если вашей кандидатурой заинтересуются и захотят пригласить вас на собеседование. Предоставляя адрес места жительства, желательно указать,  является ли этот адрес временным или постоянным. Если адрес временный, то до какого срока вас можно застать по нему. Если указываете несколько телефонов, пометьте по-какому в какое время звонить. Если вам доступны другие средства связи, например, факс, e-mail, пейджер, ICQ, также укажите их, детализируя по возможности условия связи с вами. Помните: чем быстрее сотрудник кадрового агентства или отдела кадров свяжется с вами, тем больше у вас шансов обойти ваших конкурентов в получении той или иной работы.
Цель. Здесь следует написать на какую вакансию, работу, или область деятельности вы претендуете. В пункте цель также можно указать ваши пожелания, требования к будущему месту работы. Если указываете потенциальные должности – ограничьтесь двумя-тремя. Не пишите одновременно логистик, маркетолог и финансовый менеджер. Так вы больше похожи на дилетанта широкого профиля.

Образование. Перечислите учебные заведение, школы, курсы, институты, и т.д. которые вы уже закончили или еще продолжаете учиться: используйте или обратный хронологический порядок, т. е. последнее место учебы укажите первым, или принцип значимости, т. е. укажите сначала место учебы наиболее значимое для искомой работы. Для каждого места учебы предоставьте следующую информацию: период обучения с точным (месяц, год) указанием дат начала и окончания обучения; место учебы (если из названия учебного заведения не следует его расположение, укажите город, страну) и, наконец, укажите ту квалификацию, которую Вы получили по окончанию обучения, т. е. укажите звание (аттестат, диплом, сертификат и т.д. по специальности). Расшифруйте полностью название ВУЗа, факультет, специальность. Учеба в школе обычно не указывается, если, конечно, нет особых причин ею гордиться. Перечислите только те места учебы, которые важны для данной, искомой работы.  Кроме основного образования укажите семинары, курсы, тренинги, которые вы проходили. Если, конечно, они пригодятся на предполагаемые вами должности.

Опыт работы. Перечислите места вашей бывшей работы: Информация о предыдущих местах работы обычно выглядит следующим образом: даты (месяц, год); название компании, направление деятельности, ваша должность, ваши функции (лучше об этом подробнее). Используйте или обратный хронологический порядок, т. е. Последнее место работы укажите первым, или принцип значимости, т. е. укажите сначала место работы, где полученный вами опыт наиболее значим для будущей работы; для каждого места работы предоставьте следующую информацию: период занятости с точным (месяц, год) указание дат начала и окончания работы; работодатель (укажите название фирмы, город, страну); должность; обязанности (в трех-четырех предложениях изложите круг ваших обязанностей). Перечислите только те места работы, которые важны для искомой работы. Не оставляйте пробелов в датах периода занятости.  Когда вы пишите о своих функциях и достижениях – будьте конкретны, указывайте проценты, объемы, месяцы, количество подчиненных, сэкономленных денег, используемых площадей, привлеченных клиентов и т.д. Даже если вы – узкий специалист, жаргон лучше не использовать. Великого, могучего русского языка будет вполне достаточно

Дополнительная информация. Например, Вы умеете работать на компьютере, знаете иностранные языки, владеете машинописью, вышиваете болгарским крестиком, у вас есть водительские права. Если какие-либо из этих навыков помогут вам справятся с вашими будущими обязанностями, то укажите их, создав соответствующие заголовки, например, знание компьютера, иностранные языки и т.д. Специалистам, например, программистам, рекомендую указать более детальную информацию (языки программирования, операционные системы, базы данных, программирование под Интернет). В разделе иностранные языки желательно указать не только уровень владения языком, но и где и как долго вы его учили. Если вы участвуете в профессиональных движениях, клубах, ассоциациях – это ваш плюс. Наличие водительского удостоверения, автомобиля тоже будет расценено как положительный знак. Участие, а тем более победы в профессиональных конкурсах скажут работодателю о вашем стремлении быть специалистом высокого уровня.

Личные данные. Такие сведения как пол, возраст, здоровье, увлечения, семейное положение, гражданство, вероисповедание, отношение к воинской обязанности и т.д. являются сугубо личными и ваше право писать их или нет. Помните, что сведения, предоставленные вами в данной графе, могут быть использованы для дискриминации по тому или иному признаку.
Рекомендации. Если у вас есть договоренность с людьми, которые могут предоставить вам рекомендательные письма, то в заключение можно указать этих людей, как правило двоих, с указание того как с ними можно связаться.

Строгих правил написания резюме не существует, нужно руководствоваться здравым смыслом, а он подсказывает что, идеальных резюме не бывает, особенно если вы претендуете на разные вакансии в разные компании, но общие правила,  мы сейчас изложим.

— Резюме должно содержать краткие, но полные сведения о вашем образовании, профессиональных навыках, опыте работы, достижениях и доступных рекомендациях.

— Каждое резюме индивидуально, оно должно быть составлено на конкретную вакансию.

— Резюме не должно превышать одной печатной страницы.

— Нужно использовать хорошо читаемый и распечатываемый шрифт. Наиболее предпочтительны шрифты Times New Roman и Arial. Hе используйте более двух типов шрифтов в резюме. Однако, Bold, Italic и Underline желательны для выделения важных частей резюме, так как привлекают внимание читающего.

— Ваше резюме не должно содержать грамматических, орфографических ошибок и неправильных фразеологических оборотов. Перечитывайте резюме несколько раз, дайте его прочесть друзьям и близким.

— Нужно отредактировать резюме в соответствии с профилем работы, на которую претендуете, показав свою целеустремленность в выбранной карьере.

— Резюме всегда отправляется вместе с сопроводительным письмом, где нужно аргументировать, каким образом ваши специальные знания и опыт делают Вас логичным кандидатом на искомую работу.

— Не следует преувеличивать своих способностей или достижений. Не давайте ложной информации и некорректных ссылок и названий работы. Это вызовет только отрицательную реакцию рекрутёра, так как ссылки выборочно проверяются и неаккуратности выявляются. Малейшее искажение может стоить вам интервью и даже работы.

— Если вы отправляете резюме электронной почтой, не называйте его резюме. Письма с такой темой или вложенным файлом, например, в кадровые агентства приходят десятками в день. Лучше написать полностью фамилию, имя, отчество, и в скобках пометить (резюме).

— Резюме – это презентация, а не жизнеописание. Не стоит указывать все. Если вы считаете, что некоторые факты биографии могут быть неадекватно оценены или вызывать раздражение работодателя – не пишите. Молчание в данном случае – золото, точнее, ваша потенциальная зарплата.

— Никогда не говорите, что у вас последний экземпляр, и не просите снять копию.

— Если вы лично приходите в компанию, имейте при себе оригинал, распечатанный на лазерном принтере.

— Задача резюме – привлечь внимание потенциального работодателя и привести к встрече с ним.

— Будьте уверены, что Вы сможете подтвердить всю информацию, которую Вы включили в резюме.

— Неплохо составить резюме на двух языках. Разумеется, к резюме на иностранном языке предъявляются те же требования относительно оформления, грамотности и стилистического единства, что и к резюме на русском языке.

— Перед тем, как вы направите резюме работодателю, оцените еще раз, действительно ли оно поможет компании, во благо которой вы хотите трудиться, выбрать именно вас. Улыбнитесь вашему резюме – это счастливый билет в Успех, которого вы достойны!